Памятка родителям о поддержке детского чтения
1. Помните, самое дорогое, что вы можете подарить своему ребенку – это время, особенно время, проведенное вместе с ним за чтением или обсуждением книги.
2. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель.
3. Сопровождайте процесс чтения ненавязчивой беседой. При чтении вслух у ребенка возникает море мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту привычку, то всегда будет легче разобраться в мыслях ребенка; он не станет держать свои мнения о себе, когда подрастет.
4. Важно знать, что чтение – это процесс системный, это одновременно и удовольствие, и труд, и учение, и общение. Не забывайте о последнем – общении. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалитеего за сообразительность и старание. Вспоминая позже свое детство, он непременно вспомнит часы совместного досуга, и это согреет его сердце.
5. Продолжайте читать ребенку вслух те книги, которые он еще не в силах прочитать самостоятельно так, чтобы получить от этого удовольствие.
6. Старайтесь читать детям вслух выразительно. Формируйте навыки выразительного чтения у ребенка как можно раньше.
7. Сопровождайте чтение играми, инсценировками, мотивируйте процесс чтения постоянно.
8. Пополняйте свою домашнюю библиотеку хорошими детскими книгами. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали книги, но и они собирали вас».
Почему надо всем обязательно читать вслух?
1. Ученые говорят, что у человека пять органов чувств: вкус, зрение, слух, обоняние, осязание.
На первом месте по важности, точности и объему усвоения информации стоит слух.«Уши не моргают», - сказал известный сатирик. Зрение только на третьем месте, а нам кажется совершенно иначе.
Когда видишь текст, произносишь его, и слушаешь его - то это три в одном - сразу три органа восприятия работает. А если к этому прибавить ещё настроение, будет ещё больше пользы.
2. Следует помнить, что при чтении вслух очень сильно стимулируется воображение.
3. Вырабатывается мотивация к различного рода поступкам, а также увеличивается уважение к себе.
4. Чтение вслух помогает интеллектуальному развитию, увеличивается словарный запас.
5. Произнесение фразы (последовательные звуковые колебания определённой амплитуды и частоты) оказывает определённое воздействие на человека, причем, двойное воздействие – на непосредственно Вас и на слушателя.
6.Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития речи. Чтение вслух способствует улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков. Если читать вслух ежедневно не менее 10-15 минут, оптимально – полчаса (а вообще – чем больше, тем лучше), то буквально через месяц будут заметны очевидные результаты – шероховатая речь станет более гладкой. А гладкая речь ласкает слух, завораживает слушателей и является пропуском в их души.
7. Чтение вслух – отличный способ заполнить свободное время вместо того, чтобы бездарно его убивать.
Вырабатывайте полезную привычку читать вслух – и ваша речь всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании. Чтение вслух поможет вам стать талантливым читателем.
Чтение и пересказ
Интересные выводы получились при подведении итогов ответа на вопрос: «Формирование какого навыка ты считаешь наиболее важным: навыка чтения или навыка пересказа (или оба равнозначны)?».
Большая часть ребят считают более важным формирование навыка пересказа - 46%; 37% считают важнее навык чтения, а 17 % ребят признают оба навыка равнозначными. Причем, чем старше ребята, тем важность формирования навыка пересказа возрастает (до 67% в 8 классе). Они уже прекрасно понимают, что именно этот навык позволяет успешно работать с большим объемом информации. И сформировать этот навык без навыка чтения и без самого процесса чтения вслух очень трудно. А как же обстоит дело с процессом чтения вслух у наших гимназистов?
- Да очень печально.
Из 79 опрошенных учащихся 15 человек совсем не читают дома вслух, лишь половина учащихся прочитывает вслух домашние задания, а половина гимназистов не использует для запоминания самый главный анализатор – слуховой.
В связи с этим мы обращаемся к родителям и ко всем учащимся и просим внимательно ознакомиться с памяткой «Почему надо обязательно читать вслух?»
Надеемся, что эти советы помогут всем пересмотреть привычные схемы подготовки домашних заданий и сделают чтение вслух не только нужным, но и приятным занятием.
(библиотекарь Шлюпикова З.И.)