602254, г. Муром, ул. Московская, д. 97+7 (49234) 3-04-42,4-60-69, факс +7(49234)2-68-03

Советы педагога-психолога

Как приучить детей к порядку

Основное правило – личный пример родителей.

Важный момент – постоянство.

Мотивация: 1) все игры возможны только в чистой комнате;

                  2) не будешь беречь и аккуратно складывать вещи, не купим   нового;

                  3) гулять не пойдёшь, пока не заправишь кровать;

                  4) чтобы в гости пришли друзья, нужно прибраться и т.д.

Детскую комнату надо постараться обустроить так, чтобы порядок наводить в ней было легко.

Ребёнок должен привыкнуть к тому, что у каждой вещи своё место.

Старайтесь и ребёнка приучать к дарению своих не востребованных вещей.

Если собрались подарить или убрать вещи – посоветуйтесь с ребёнком.

Нельзя наказывать уборкой.

Необходимо хвалить.

Тон не должен быть приказным.

Купите новые цветные вешалки – развесьте совместно всю одежду.

Оптимизируйте ящики для  игрушек и школьных принадлежностей (смените старые на новые и т.д.)

Приобретайте яркие большие ящики из крепкой пластмассы для игрушек и школьных аксессуаров.

Помогает порядку наличие распорядка дня.

Порядок в комнате приводит к порядку в мыслях.

Главное – не угасить огонёк в случае неумелой неаккуратности, помарок и оплошностей ребёнка.

 (педагог-психолог Ильина Е.А.)  

 

Рекомендации родителям по развитию

положительного отношения к гимназии

 

Не говорите о гимназии плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из гимназии.

Принимайте участие  в жизни гимназии и класса. Ребёнку приятно, если его гимназическая жизнь станет и частью Вашей жизни.

Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма, поздравления учителям.

Воспитывайте ребёнка, играя с ним.

Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.

Обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения, помогайте ему взрослеть, постепенно передавая ответственность за какую-нибудь работу.

Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к сыну или к дочери. Это только укрепит его уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных жизненных трудных ситуациях.

Верьте сами и внушайте детям, что Господь всегда с нами: он любит нас и всегда поможет.

 (педагог-психолог Ильина Е.А.)

ПОДГОТОВКА К  ГИА

Психологические рекомендации

Уважаемые родители!

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче государственной итоговой аттестации (ГИА).

Как же поддержать выпускника?

 Поддерживать ребенка – значит верить в него.

 Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражением лица.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо: 

Опираться на сильные стороны ребенка, 

Избегать подчеркивания промахов ребенка, 

Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах, 

Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

 Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. 

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам:

· Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. 

· Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. 

·  Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. 

· Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.

·  Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. 

·  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. 

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: 

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. 

                                                           (по материалам статей из Интернета)  

  

      10 фраз, которые нельзя говорить ребенку 

Как только Типичный Взрослый видит подходящего ребенка, он тут же начинает его учить уму-разуму, давать советы – одним словом, воспитывать. Благо, универсальный "набор универсальный фраз воспитательных" у каждого из нас наготове.

 1. Видишь, у тебя ничего не получается - дай я сделаю

Малыш копошится со шнурками или пытается застегнуть пуговицу, а уже пора выходить. Конечно, проще сделать все за него, не обращая внимания на гневное детское "я сам". Тем более, что вскоре порывы самостоятельности иссякнут - зачем стараться, когда мама все равно отругает? Позже мама все равно отругает - уже за несамостоятельность и бездеятельность. И по привычке - сделает сама (решит задачку, поговорит с учителем, выберет ВУЗ).

"Дай лучше я, у тебя не получится, ты не умеешь, не знаешь, не понимаешь" - психологи считают, что все эти фразы заранее программируют ребенка на неудачу, вселяют в него неуверенность. Он чувствует себя глупым, неловким, неудачливым, и поэтому старается как можно реже проявлять инициативу, как дома, так и в школе, и в кругу друзей.

2. Возьми, только успокойся

Конечно, стоически выдержать многочасовое заунывное "ну пожалуйста, ну можно, ну ка-апельку" под силу немногим родителям, и в чем-то их можно понять. Но сменив строгое «нет» на замученное «да» папа с мамой, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамин отказ не стоит воспринимать всерьез.

3. Еще раз такое увижу - ты у меня получишь

Как правило, дальше угроз дело не доходит, и все обещания сходить в школу, лишить мультфильмов и не отпустить гулять так и остаются словами. А значит, очень скоро они перестают действовать. Если же на сто первый "последний" раз доведенный до белого каления родитель осуществляет наказание, оно вызывает лишь обиду и недоумение. Без всякого, надо сказать, педагогического эффекта. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае, а не внезапные эмоциональные порывы приводят его в замешательство.

4. Быстро перестань!

Немедленно помолчи, сейчас же успокойся, живо, скорее, кому сказали... С кем еще, кроме ребенка, можно так разговаривать? Муж, начальник, подруга, соседка - любой был бы как минимум оскорблен подобным обращением и потребовал извинений. Ребенок, кстати, тоже обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы "перестать" и "успокоиться" начинает протестовать. Малыши плачут и капризничают, подростки бросают "отстань" и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, а должного воздействия - ноль.

5. Ты должен понимать, что ...

И далее по списку: природу надо беречь, старших - уважать, школу не прогуливать, родителям - помогать, шапку - надевать... Голос как можно более занудный, интонации - менторские. Какой будет реакция? Правильно, тоска в глазах и желание оказаться от родителей как можно дальше. У многих детей возникает защитная реакция, так называемый смысловой барьер - ребенок просто "перестает" воспринимать нравоучения и действительно "не понимает" что ему говорят, переключаясь на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Он озабочен, в первую очередь, своей проблемой, и плохо воспринимает даже самые здравые и правильные рассуждения или доводы родителей. В этом случае необходимо дать ему успокоиться, позволить выговориться или напротив, побыть одному, и только потом, в спокойной обстановке, обсудить его поведение.

6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!

Девочка должна быть аккуратной и не лазать по деревьям, мальчик - не плакать и любить спорт. А иначе - будут звать рохлей и нюней или замуж не возьмут! Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка - испытывать комплексы по поводу "неженской" профессии или недостаточно убранной квартиры. Другой вариант - полное, нарочитое отрицание этих стереотипов. Следствием розовых платьиц, куколок и бантиков, слишком усердно навязываемых мамой, могут стать джинсы, короткая стрижка и презрение к "бабским глупостям".

7. Не расстраивайся из-за ерунды

Возможно, это действительно ерунда - подумаешь, машинку не дали, подружки футболку назвали дурацкой или домик из кубиков рассыпался. Но вспомните себя в таком возрасте - разве это не было серьезной и важной проблемой? А если родители этого не понимают, то в следующий раз им и рассказывать незачем. Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, взрослые рискуют потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах.

8. Побереги мое здоровье

А разве здоровую и полную сил маму можно доводить до слез? Или хамить цветущей и полной сил бабушке? Сердце "колет", давление поднялось, мигрень - рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие близких ребенок по привычке может не обратить внимания.

9. Нет, это мы не купим - денег нет (дорого)

Фраза подразумевает: были бы деньги, обязательно купили бы. Конечно, сказать это проще, чем объяснять, почему не стоит покупать все подряд, как надо относиться к деньгам и строить семейный бюджет, но вряд ли правильнее. Чадо поймет лишь одно - у папы с мамой мало денег, и именно из-за этого ему не покупают коробку шоколада и очередного монстра.

10. У всех дети как дети, а ты...

Все не как у людей, горе луковое, наказание, неряха, растяпа - подобные ярлыки понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать. "У меня все не как у людей", "с моим-то ужасным характером" - отзывается эхом несправедливая критика годы спустя. Другая типичная реакция - ответное нападение. Ребенок копирует поведение родителей, начиная критиковать их самих: "Вы неудачники, ничего не понимаете, ваши взгляды устарели".

(по материалам статей из Интернета)


Как помочь «трудному» ребёнку?

Непослушных детей принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т. д. На самом же деле «трудные» дети – это дети чувствительные и ранимые, которые реагируют на жизненные нагрузки гораздо раньше  сильнее, чем дети более устойчивые. Такие дети нуждаются в помощи, а не в наказании.

Причины стойкого непослушания ребёнка следует искать в глубине его психики. И, как правило, эта причина не рациональная, а эмоциональная. Более того, она не осознаётся ни ребёнком, ни взрослым. 

Психологи выделяют четыре основные причины нарушения поведения детей. Первая – борьба за внимание. Если ребёнок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить – непослушание.

Вторая причина – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. В период становления личности (13 – 14 лет) детям особенно трудно, когда с ними общаются  в форме указаний, замечаний и приказов. Ребёнок начинает восставать. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины  могут быть разные: учитель более внимателен к отличникам, развод родителей, резкое замечание, несправедливое наказание и т. д. И снова в глубине души он переживает, а на поверхности – всё те же протесты, непослушание.

Четвёртая причина – потеря веры в собственный успех.Это происходит из-за низкой самооценки ребёнка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: нечего стараться, всё равно ничего не получится.

Итак, стремления «трудных» детей вполне положительны и закономерны и выражают естественную потребность в тепле и внимании, потребность в признании и уважении его личности, чувстве справедливости,  желание успеха. Их беда в том, что они страдают от нереализации этих потребностей и от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Выявить истинную причину плохого поведения довольно просто – надо обратить внимание на собственные чувства.

Если ребёнок борется за внимание, то у вас возникает раздражение.

Если подоплека – противостояние, то возникает гнев.

Если причина – месть, то ответное чувство – обида.

При глубинном переживании ребёнком своего неблагополучия мы оказываемся во власти безнадёжности и отчаяния. Что делать? Постараться не реагировать так, как уже ждёт ребёнок.

Сделать это нелегко. И всё же изменить характер общения можно. Можно остановить если не эмоцию, то всё, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет и разгадать проблему ребёнка: с чем он воевал. После этого можно переходить на позицию помощи.

При борьбе за внимание надо найти способ показать ему ваше положительное внимание к нему. Делать это нужно в спокойные моменты, когда никто ни на кого не сердится. Это могут быть совместные занятия, игры, прогулки и т. д. Выходки ребёнка лучше оставлять без внимания. И скоро, благодаря вашему положительному вниманию, надобность в них отпадёт. Но нельзя вообще игнорировать такого ребёнка, иначе сформируется асоциальный в своём поведении человек.

Если источник конфликта – борьба за  самоутверждение, то надо уменьшить контроль за делами ребёнка. Воздержитесь от таких требований, которые он, скорее всего, не выполнит. Не оспаривайте его решение, а попытайтесь договориться с ним.

Если вы испытываете обиду, нужно спросить себя, что заставило ребёнка причинить её вам? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо её устранить.

Самая трудная ситуация  - у отчаявшегося взрослого и разуверившегося в своих силах ребёнка. Разумное поведение  воспитателя в таких случаях – перестать требовать полагающегося поведения. Сбросьте на ноль свои ожидания и претензии. Найдите доступный для него уровень задач. Делайте с ним что-нибудь вместе, сам выбраться из тупика он не может. При этом нельзя допускать никакой критики в его адрес.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/67/462/67462571_j0402626.jpg

 Путь предстоит долгий и трудный. Главные усилия надо направить на то, чтобы осознавать свои отрицательные эмоции и переключать их на конструктивные действия. В каком-то смысле придётся менять себя. Но это единственный путь воспитания.

Вначале, при первых попытках улучшить взаимоотношения, ребёнок может усилить своё плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет их проверять. Придётся выдержать и это серьёзное испытание.

Помогай  вам Бог!

(По материалам статей из Интернета)

 

 Внимание –  основа интеллектуальной деятельности

У Николо Паганини было три ученика – виолончелист и два скрипача. Они начали брать у него уроки, будучи профессиональными, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».

Внимание – это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь то восприятие, память, мышление или воображение, не может протекать без внимания. Оно, как подсобный рабочий, обречено на их обслуживание. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно, невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости в школе, особенно в младших классах. От класса к классу учебные задания становятся более объёмными по количеству информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринуждённым. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. 
Каковы же типичные отклонения в развитии внимания?
Ослабленность внимания – очень серьёзный дефект. Основная причина – ослабленность или нарушение деятельности коры головного мозга. Ослабленность внимания может быть временной, а может быть органической (ММД, внутричерепное давление, черепно-мозговые травмы, СДВГ). В этом случае ослабленность внимания сопровождается частой головной болью, быстрой утомляемостью, плохим сном.

Временная ослабленность внимания может возникнуть у ребёнка в результате какого-либо заболевания и продолжаться некоторое время после болезни, переутомления. Главное в этом случае – устранить причину болезни, переутомления. С этой целью можно рекомендовать частые прогулки, игры на свежем воздухе. Ошибки, которые допускают родители: первая – взрослые реши-ли, что ребёнок выздоровел, и спрашивают с него в полной мере. Вторая ошибка – родители оберегают давно выздоровевшего ребёнка, не позволяют ему заниматься в полную силу.

Отвлекаемость – проявляется в том, что ребёнок не может глубоко сосредоточить своё внимание, его постоянно что-нибудь отвлекает. Порой ребёнок может быть сосредоточен довольно долго, но малейшая помеха и он отвлекается. Следует ограничить чрезмерную подвижность ребёнка во время работы, требующей устойчивого и сосредоточенного внимания.

В домашних условиях родителям нет необходимости создавать для школьника абсолютную тишину. Надо приучать работать внимательно при действии внешних раздражителей: звуки, яркий свет, запахи, негромкие разговоры.

 Внутренние отвлекающие факторы (сильные эмоции, посторонние мысли, фантазии) также способствуют повышенной отвлекаемости. Поэтому во время выполнения работы следует исключить всё то, что угнетает или чрезмерно возбуждает, вызывает чувство обиды, страха, гнева, оскорбляет достоинство, стимулирует появление посторонних мыслей.
Рассеянность бывает двух видов: мнимая (человек настолько сосредоточен, погружён в свои дела, что не замечает всего остального. В этом случае наблюдается плохая переключаемость внимания, недостаточное распределение внимания) и истинная (недостаток сосредоточенности и устойчивости внимания, проявляется в лёгкой и частой отвлекаемости, носит поверхностный характер). Рассеянный ученик не может долго и глубоко сосредоточиться на уроке, при выполнении домашнего задания не может вникнуть в суть материала, который изучает. Рассеянность внимания формируется жизненным опытом человека в результате его неправильного воспитания. Борьба с рассеянностью должна вестись в первую очередь путём формирования волевых качеств личности, любым трудом, требующим сосредоточения.

  (по материалам статей из Интернета)