602254, г. Муром, ул. Московская, д. 97+7 (49234) 3-04-42,4-60-69, факс +7(49234)2-68-03

Воспитываем любителя чтения

 Памятка родителям о поддержке детского чтения

1. Помните,  самое дорогое, что вы можете подарить своему ребенку – это время, особенно время, проведенное вместе с ним за чтением или обсуждением книги.

2. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель.

3. Сопровождайте процесс чтения ненавязчивой беседой. При чтении вслух у ребенка возникает море мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту привычку, то всегда будет легче разобраться в мыслях ребенка; он не станет держать свои мнения о себе, когда подрастет.

4. Важно знать, что чтение – это процесс системный, это одновременно и удовольствие, и труд, и учение, и общение. Не забывайте о последнем – общении. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалитеего за сообразительность и  старание. Вспоминая позже свое детство, он непременно вспомнит часы совместного досуга, и это согреет его сердце.

5. Продолжайте читать ребенку вслух те книги, которые он еще не в силах  прочитать  самостоятельно так, чтобы получить от этого удовольствие.

6. Старайтесь читать детям вслух выразительно.   Формируйте навыки выразительного чтения у ребенка  как можно раньше.

7. Сопровождайте чтение играми, инсценировками, мотивируйте     процесс чтения постоянно.

8. Пополняйте свою домашнюю библиотеку хорошими детскими книгами. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали книги, но и они собирали вас».   

 Почему надо всем обязательно читать вслух?

1. Ученые говорят, что у человека пять органов чувств: вкус, зрение, слух, обоняние, осязание.

 На первом месте по важности, точности и объему усвоения информации  стоит слух.«Уши не моргают», - сказал известный сатирик. Зрение только на третьем месте, а нам кажется совершенно иначе.

Когда видишь текст, произносишь его, и слушаешь его - то это три в одном - сразу три органа восприятия работает. А если к этому прибавить ещё настроение, будет ещё больше пользы.
2. Следует помнить, что при чтении вслух очень сильно стимулируется воображение.
3. Вырабатывается мотивация к различного рода поступкам, а также увеличивается уважение к себе.
4. Чтение вслух помогает интеллектуальному развитию, увеличивается словарный запас.
5. Произнесение фразы  (последовательные звуковые колебания определённой амплитуды и частоты)  оказывает определённое воздействие на человека, причем,  двойное воздействие – на непосредственно Вас и на слушателя.
6.Чтение вслух, безусловно, является одним из самых эффективных упражнений для развития речи. Чтение вслух способствует улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков. Если читать вслух ежедневно не менее 10-15 минут, оптимально – полчаса (а вообще – чем больше, тем лучше), то буквально через месяц будут заметны очевидные результаты – шероховатая речь станет более гладкой. А  гладкая речь ласкает слух, завораживает слушателей и является пропуском в их души.
7. Чтение вслух – отличный способ заполнить свободное время вместо того, чтобы бездарно его убивать.

Вырабатывайте полезную привычку читать вслух – и ваша речь всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании. Чтение вслух поможет вам стать талантливым читателем.

                 Чтение и пересказ

     Интересные выводы получились  при подведении итогов ответа на вопрос: «Формирование какого навыка ты считаешь наиболее важным: навыка чтения или навыка пересказа (или оба равнозначны)?».

     Большая часть ребят считают более важным формирование навыка пересказа  - 46%; 37% считают важнее навык чтения,  а 17 % ребят признают оба навыка равнозначными. Причем, чем старше ребята, тем  важность формирования навыка пересказа возрастает (до 67% в 8 классе). Они уже прекрасно понимают, что именно этот навык позволяет успешно  работать с большим объемом информации. И сформировать этот навык без навыка чтения и без самого процесса чтения вслух очень трудно. А как же обстоит дело с процессом чтения вслух у наших гимназистов?

 - Да очень печально.

     Из 79 опрошенных учащихся 15 человек совсем не читают дома вслух,  лишь половина учащихся прочитывает  вслух домашние задания, а половина   гимназистов не использует для запоминания         самый главный анализатор – слуховой.

     В связи с этим мы обращаемся к родителям и ко всем учащимся  и просим внимательно ознакомиться с памяткой «Почему надо обязательно читать вслух?»

     Надеемся, что эти советы  помогут всем пересмотреть привычные схемы подготовки домашних заданий и сделают чтение вслух не только нужным, но и приятным занятием.

(библиотекарь Шлюпикова З.И.)